Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Евпатий Коловрат | А был ли герой на самом деле?

 

 

Успех фильма «Коловрат», сомнительного с исторической и художественной точки зрения, породил бесчисленные темы для споров о том, существовал ли такой герой на самом деле.

И этот вопрос далеко не прост, как может показаться...

Что было на самом деле?


В конце лета 1237 года армия Бату-хана появилась на южных рубежах Рязанского княжества.
Из совокупных источников, историкам ясно, что сначала монголы отправили посла в Рязань с притязанием налога. Всего 10 % от всего — «десятины».
В этом смысле, монголы не поступили вероломно и это была типовая дань, для покоренных племен. Возможно, монголы планировали пройти Русь быстрее и сохранить силы для Европы.
Но русичи поступили крайне вероломно, что имело самые трагические последствия!
Монгольский вестник был убит рязанцами.
Это был экстраординарный прецедент, даже для того времени. Чтобы в мирное время, в ответ на письмо ровного тона… Послов убивали в высшей степени изредка, и это всякий раз приводило к максимальной степени обострения отношений.
А у монголов же, законы Чингисхана прямо гласили, что за убийство посла, род убийцы должен быть вырезан под корень!
Знали ли об этом русичи? Скорее всего да.


Монголы, чтобы не предать закон Темуджина взяли Рязань в осаду, окружили город рвами, чтобы не пришла подмога и варварски разрушили его, убив всех жителей. С тех пор прежняя Рязань уже не отстроилась заново, нынешний город находится в ином месте.

А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые...»

Надо сказать, что монгольские воины иногда были и более жестоки, например в Хорезме они убивали не только людей, но и всех домашних животных, а землю посыпали солью, чтобы на ней более ничего не росло!
Затем, монголы двинулись по замерзшим рекам на север, где на них и стали нападать дружинники Евпатия Коловрата – воеводы из Рязани, который случайно избежал гибели при осаде.

«Напал Евпатий на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали»

Ошарашенные и разъяренные монголы попытались понять, кто нападает на них с тыла! Найдя несколько раненых русичей, татары привели их к Бату:
Батый стал их спрашивать:

"Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?"
Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому»

Отряды монголов гибли один за другим, шурин Бату-хана прославленный багатур Хоставрул, хвалившийся что легко остановит Коловрата, пал разрубленный пополам самим Евпатием!

«И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его.»


Хану пришлось разворачивать все свое войско, отыскать дружину Евпатия и лишь с помощью камнеметов ему удалось победить малочисленный отряд русичей!
Потрясенный героизмом Евпатия Коловрата, Бату горько сожалел о его гибели, ведь такой свирепый воин пригодился бы ему в походе на запад и повелел похоронить его как великого багатура!
Смахнув патриотическую слезу со щеки, давайте разберемся, что в этой истории смущает специалистов.

 

Что нет так с легендой о Коловрате?


Сюжетная линия Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных моментов Киевской Руси — татарским нашествием, а более конкретно нашествием Бату-хана, Батыя, в русской традиции.
Это была довольно крупная инвазия монголов в земли русских княжеств в 1237-1240 годах , которые предшествовали Западному походу монголов на Восточную Европу.

Но в летописях нет упоминаний о каких-либо похожих событиях в Рязани того времени. Известен лишь один источник о Коловрате - «Повесть о разорении Рязани Батыем», известное произведение древнерусской литературы, созданное по устным легендам повещенным взятию Рязани монголами в декабре 1237 года.
С исторической точки зрения, она крайне спорна, неточна и имеет скорее мифологическую, чем хронологическую ценность.
Как и почти все исторические анналы, описывающие татарское нашествие на Русь, «Повесть» сохранилась в копиях не ранее XVI века.
Отчего, многие историки называют ее позднейшим фальсификатом, екатерининских времен, призванный героизировать предков и создать свой исторический эпос.
Как было с «Велесовой книгой» позднее и другими, менее известными подделками под исторические документы.

Сама повесть не согласована: после якобы физического истребления жителей Рязани, Коловрат собирает аж 1700 дружинников для борьбы с Батыем!
Это вполне средних размеров, полноценное войско для Руси тех времен, многие европейские монархи располагали меньшим числом воинов!
После смерти Коловрата, его отпевают в Рязанском соборе, хотя ранее утверждается, что Рязань полностью разрушена монголами.
Багатур Хоставрул – соперник Коловрата, имеет отчего-то иранское или тюркское имя, а не монгольское, как положено бы ему. Кроме того, вообще непонятно, откуда автор узнал имя соперника, тем более так точно передал его, что редко случалось с тюркскими именами на Руси, которые обычно искажались.
Рязанский князь Ингвар, с которым связывается воеводство Евпатия, умер ранее описываемых событий.
Само же имя Коловрат, имеет разные трактовки: от ловкого и верткого человека, до названия взводного механизма самострела. Популярное объяснение имени Коловрата со свастикой, якобы так называемой на Руси- плод воображения и народного творчества.
А вот сами монголы, никак не упоминают чего-то примечательного, в связи со взятием Рязани, вот Козельск-да, они запомнили.
Да и багатур Хоставрул встречается только в наших источниках, монгольские хроники его не знают.
Таким образом, Коловрат мог существовать, но высокой вероятности для его героических действий дать нельзя, слишком мало источников его упоминают!
Скорее всего, его образ собирательный, где смешались разные эпохи и герои, чтобы показать насколько силен и коварен был враг, но и его можно напугать и победить!