Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Последние язычники Европы

 

Единые балты до распада на балтов и славян

Единые балты до распада на балтов и славян

Уже ушли на второй план крестовые походы, христианские царства Европы прочно стояли на ногах и только в мрачных лесах у Балтийского моря, все еще жили народы, которые поклонялись своим тысячелетним богам.

Балты вышли из индоевропейской семьи народов. Долгое время они были частью единого балто-славяно-германского континуума, из которого сначала ушли германцы, а затем славяне самовольно или под игом гуннов и авар, покинули мир лесных жителей востока Европы и балты остались одни.

Люди моря и леса

 

Надо сказать, что ареал их обитания был огромен!
От Польши до Урала жили балтские народы, для которых был характерен специфический культурный стиль: своеобразные украшения, керамику, много оружия, массово находят изображения змей, которым поклонялись ранние балты.

Их язык стал основой для славянских, который преобразовался из балтского базиса в свой, достаточно оригинальный. Но до сих пор можно найти множество общих слов и корней.

Балтские языки, особенно литовский и вымерший ныне прусский, сохранили самую архаичную версию индоевропейского языка и чрезвычайно близки к санскриту и персидскому!

Со временем, мир балтов стал сужаться: их теснили славяне с юга и заняли всю территорию нынешней России и Белоруссии, ассимилировав прежних обитателей.
С запада их прижимали германцы, неся сталью и крестом новый мир на восток Европы.

Выжить в таких условиях было сложно.
Те балты, что сохранились в Европе, как язычники, были крайне воинственными племенами, закаленными столетиями войн с превосходящим противником.
И потому к 10 веку превратились в очень сильный и агрессивный союз племен.

Балты верили в индоевропейских богов, почитая священные рощи, где стояли алтари с деревянными статуями богов на которых висели рога животных или целые черепа.

Там же проводили кремации умерших, так князь Литвы Ольгерд в 14 веке был сожжен там с 18 лошадьми, золотом и в роскошных одеждах!
А ведь это глубокое средневековье!

Боги именовались Дивами, как у греков Deus или персидские дэвы, поклонялись Солнцу-Сауле, громовержцу Пяркунасу (славянский Перун), богине ужей Эгле (следы змеепоклоничества), Поклюса –повелитея вод, Антримпа – змея с человеческой головой, семи богиням судьбы (скандинавские норны), малым богам: Альгису, Юрате, Аудре

Капище балтского Перуна имело в длину около 150 аршин, в ширину - 100, высота стен достигала 15 аршин. Оно было без крыши, с одним входом с западной стороны.
Перед дубом стоял истукан Перкуна.
В этом храме была устроена галерея в 16 аршин над стеною. В ней был сооружен главный алтарь, или жертвенник, шириною в шесть аршин, высотою 3 аршина. К этому алтарю вели 12 ступеней...
На этом-то алтаре во внутреннем углублении стены пылал вечный, неугасимый огонь. Углубление было так искусно устроено, что огонь не мог быть потушен ни огнем, ни ветром. На ступенях обозначено было течение луны. Напротив входа, с западной стороны, была особая часовня с разными сосудами и священными предметами. Под нею устроен был погреб, в котором хранились змеи и разные гадины. Вблизи храма находилось жилище верховного жреца ..

Средневековые авторы пишут о том, что пруссы были «племенем воинов», а вообще, вся Прибалтика очень богата городами и товарами и беспрестанно воюет как с внешним врагом, так и друг с другом.
С появлением сильных христианских монархий, пруссы уже чаще сами становятся объектом агрессии.

«Брусы [пруссы] живут у Мирового Океана и имеют особый язык. Они не понимают языки соседних народов [славян]. Они известны своей смелостью <…>. Названы русы [Ряд северных народов, включая русов, не причисляются к сакалибам (славянам), хотя отмечается, что они смешались с ними и говорят на их языке] нападают на них на кораблях с запада'‘»

 

Но при этом, пишут о том, что пруссы хоть и воинственные, но честные и прямые люди.

Можно было бы указать многое в нравах этих людей, что достойно хвалы, когда бы только они уверовали во Христа, проповедников которого ныне жестоко преследуют <…>. Тамошние жители употребляют в пищу мясо лошадей, используя в качестве питья их молоко и кровь, что, говорят, доводит этих людей до опьянения. Обитатели тех краёв голубоглазы, краснолицы и длинноволосы

Со временем, пруссы стали убивать христианских миссионеров, которые приходили к ним, что окончательно сформировало отношение к ним на западе.

В землях пруссов свтяой Адальберт провёл лишь 10 дней. Сначала пруссы, приняв Адальберта за торговца, встретили его дружелюбно, но, поняв, что он пытается им проповедовать, стали прогонять прочь. Учитывая, что Адальберт прибыл со стороны Польши, являвшейся тогда главным врагом пруссов, нетрудно понять, почему пруссы посоветовали Адальберту «убираться туда, откуда [он] пришёл».
В конце концов монах случайно забрёл в священную рощу пруссов, которые восприняли это как богохульство. За свою роковую ошибку Адальберт был заколот копьём.

Под ярмом колонизации

От миссий монахов, Ватикан перешел к более активным практикам и перенес Ливонский и Тевтонский рыцарский орден на земли пруссов. Рыцари истребляли прусских воинов, строили замки на их землях, а потом расселяли вокруг немецких колонистов.

Если пруссы начинали протестовать, то рыцари давили сопротивление мечом.
Так, ползучая экспансия продолжалась несколько столетий, пока сопротивление пруссов не угасло совсем.

От пруссов не осталось почти ничего, кроме имени: ни языка, ни религии, ни носителей.

Однако языческой еще оставалась Литва!

К 1000 году, о Литве узнают в Ватикане и отправляют туда миссионеров, которые крестят нескольких ятвяжских вождей. С востока проникают православные миссионеры и также успешно проповедуют в Аукшайтии, однако прибалты хорошо перенимают культурные достижение и имена христианских святых, но совсем не торопятся забывать своих богов.

Ливонский орден, который основали немецкие рыцари в Прибалтике, а затем и переехавший после взятия Иерусалима на Балтику, орден Тевтонский, должны были стимулировать балтов активнее переходить в веру Христову.

 

князь Миндуагас-Миндовг

князь Миндуагас-Миндовг

В 1250 году Ливонский орден напал с запада и князь Миндовг был вынужден креститься.

Однако прочий люд отказывался это делать и в 1261 году Миндовг «раскрещивается» и выгоняет всех христиан из Литвы!

Поразительно, но Литва – мощнейшее государство того времени управлялось язычниками и христианские владыки вынуждены это терпеть.

Ордена продолжают нападать на Литву и преемники Миндовга – Ольгерд и Ягейло балансируют между христанством и язычеством, пока наконец Ягейло не принял католичество, чтобы избежать нападений и из Москвы и из Ватикана.

Тем ни менее массы населения еще долго хранили языческие обычаи, которые не преследовались.