Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оцените эту статью:  

Девширме | Монгольская "дань кровью" на Руси

Еще во времена падения Рима, на хитром и жестоком Востоке нашли способ, как воевать чужими руками не дожидаясь, когда численность твоего народа умножится.

Тюрки, китайцы, затем османы, а потом и монголы широко использовали практику "налога кровью" на покоренные народы.
Проигравшие должны были по первому требованию предоставлять воинов в поход (где они окажутся далеко не в тылу и скорее всего погибнут), бойцов в гарнизоны сборщиков налогов или баскаков, а у османов - детей для воспитания их при дворе для службы янычарами или евнухами.
 

Девширме - турецкое название явления, его монгольский аналог неизвестен, но очевидно, что последние использовали его скорее для пополнения войска и личных рабов на продажу, нежели османское воспитание гаремных слуг, или "танцующих мальчиков" кучик/бача-бази, которые в женских одеждах и макияже услаждали османских правителей.

На Руси, монголы прежде всего собрали "дань кровью" в покоренных городах, уводя с собой толпы простых людей:

  • Умелым мастерам предстояло украшать ханские дворцы по всей империи
  • Красивым девушкам - быть проданной на рабском рынке в Крыму или пополнить гаремы видных ордынцев
  • Детям - участь домашних рабов или также быть проданными в дальние страны, если им повезет дойти живыми до рынка.
  • Воинам - идти в ханские набеги. Так русских воинов видели в Польше и Венгрии, в войне монголов с восставшими Ираном и Хорезмом.
    А например треть мужчин-аланов, которые слишком упорно сопротивлялись, монголы вынудили уйти служить в Пекин, где они растворились в китайском населении.
Татары и их боевые холопы

Татары и их боевые холопы

 

«Руссия... вся опустошена татарами и поныне ежедневно опустошается ими... Когда русские не могут дать больше золота или серебра, татары уводят их и их малюток, как стада, в пустыню, чтобы караулить их животных».
Гильом де Рубрук, францисканский монах

Счет уведенным шел на десятки тысяч во времена больших набегов, или на тысячи в периоды относительного затишья.
Но всегда, когда хан заскучал или нужно было золото - он знал куда за ним придти.
Всего, за период татарских набегов (из Орды или Крыма) по оценкам историков, было захвачено и уведено в плен, не менее 3 миллионов человек.

Только за 50 лет 16 века, крымские татары делали 48 набегов на Московское княжество, каждый раз угоняя людей с собой.
При этом крымские татары считались слабейшей из Османский вилайетов и столь безразличное отношение Московии к судьбам своих людей вызывало недоумение даже в самой Порте, не говоря уже о христианских странах.

Нельзя сказать, что русское воинство, свирепое и жестокое внутри страны, существенно мешало набегам. Тем паче неизвестно об масштабных попытках отбить пленников, учинить что-то вроде крестового похода на супостата...
Довольно вялое сопротивление быстро подавлялось и население предпочитало просто побег в леса и топи, где пережидали невзгоды, так поступали даже княжеские семьи!
Иначе их ждала страшная судьба.

«Они мало что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут что-нибудь заработать в качестве золотых дел мастеров и других хороших ремесленников. Но некоторые имеют таких плохих господ, что те им ничего не отпускают, и у них нет времени от множества господских дел, чтобы заработать себе что-нибудь, если они не украдут для себя времени, когда, может быть, должны были отдыхать или спать, но это могут делать те, кому позволено иметь жен и собственную ставку. Другие же, которых держат дома в качестве рабов, достойны всякой жалости».
О монгольских рабах, Плано Карпини

Средняя Азия, Египет, Османская Порта были самым большими потребителям русских пленников.
В одном только вилайете Конья надлежало ежегодно предоставить к султанскому двору 100 белокурых женщин, едва ли их искали в Сирии или Греции.

Ислам серьезно смягчил участь пленных. Орда стала мусульманской и приняв ислам, пленник не мог больше быть рабом, однако теперь монголы стали просто еще сильнее эксплуатировать тех, то остался в христианстве, еще больше превращая их существование в ад.

Основным способом выйти из плена был выкуп. Начиная с Александра Невского, все вояжи князей в Орду сопровождались торгами за пленных, помимо уплаты дани или борьбы за ярлык и сведения счетов с братьями.
Конечно, рассчитывать на это могла только знать или очень искусные мастера.
Ко временам Ивана Грозного, население платило особый народ "полоняночные деньги" - на выкуп из плена соплеменников, чем армия страны расписывалась в беспомощности, а казна татар пополнялась не хуже, чем при продаже рабов на рынках.


Особую категорию составляли охранники баскаков. Сначала, сборщиков дани и смотрителей Орды на местах, составляли монголы. Но их перемещения по стране сопровождались грабежами и погромами, так как нравы у них были специфические и стеснения перед покоренными они не имели, что сподвигло русских князей сначала выслужить у Орды разрешение давать монголам русскую охрану, а затем и вообще весь сбор дани Москва взяла на себя.
Русские дружинники, простые люди или даже разбойники, охотно шли к баскакам и помогали выбивать долги из населения с не меньшей яростью.

В итоге, русским крестьянам часто приходилось оказываться глубоко в "тылу" татарских владений : Поволжье, Сибири, Крыму, что способствовало ассимиляции их в новых землях.

«Многие де русские полоняники и неполоняники живут у татар, и у черемисы, и у чуваши, и пьют с ними, и едят с одного, и женятся у них, да многие же де русские люди, сверстные да недоросли живут у немец по слободам и по деревням, добровольно и в деньгах. И те де все люди также хрестьянские веры отпали и превратились у татар в татарскую веру, а у немец в римскую и лютерскую веру».
Митрополит Гермоген