Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оцените эту статью:  

Почему в России всегда не любили Запад?

 

Из века в век, внутренняя политика России раз за разом возвращается к явному или скрытому противопоставлению себя некоему Западу.
Дескать это какой-то коллективный разум, который открыто бросает России вызов, объединяя усилия множества европейских народов, который она героически превозмогает...

На деле, это давний штамп управления населением России и его умонастроениями. Довольно примитивный и упрощающий страны Запада, до образа некоего единого и враждебного организма.
Для борьбы с которым, народу следует сплотиться и бдить!

Однако корни явления далеко не во времена холодной войны, когда гонка вооружений и идеологий действительно стравливала народы! Коммунисты лишь взяли этот удобный инструмент себе, а вот появился он куда раньше, в далекие века еще Московского государства.

До нашествия монголов, Русь была развитым государственным образованием, в которую охотно приезжали купцы, а дети князей вступали в браки с европейскими монархами. Всем известным примеры Анны - королевы Франции, или русского князя Мстислава, чьей матерью была англичанка Гида и его вторым именем было Харальд.
Даже после монголов, Даниил Галицкий продолжает контакты и брачные сделки в Польше, Венгрии и Германии. А потом все заканчивается.

Сыграл свою роль религиозный выбор: православие приняло из Византии еще и ее политику высокомерного превосходства. "Есть мы и есть окружающие варвары, нечестивые и злокозненные еретики!"
Даже в период своего ничтожества, когда Византия выбирала между папской тиарой и турецкой чалмой, эта чванливая гордыня все еще оставалась...

Уничтожив Киевскую Русь, монголы крайне лояльно относились к церкви, отчего та расцвела и стала активно расширять пределы своей паствы, воспитывая ее и в византийской традиции изоляционизма тоже.
Лобызающий грязный сапог татарина князь, все равно считал себя несравнимо выше, чем какой-нибудь бургундский барон, перечащий даже королям.

Став Улусом Джучи, русские города перестали быть самостоятельными фигурами в международной политике и состязались лишь в искусстве выклянчивания ханского ярлыка, да мелкопоместных задачах.
Русь на 200 лет исчезает с европейских карт, становясь "Великой Татарией", куда редкие иноземцы заезжают с опаской и удивлением от невероятного коктейля обычаев и нравов: от диковинного внешнего вида бородатых жителей одетых на степной манер, до чудовищного разврата во всех слоях общества...

Когда пал Константинополь, Русь напротив сумела вывернуться из положения на лопатках, в болевой прием Орде. Фактическая капитуляция Орды в стоянии на Угре, сделало Русь единственным свободным православным государством. Это породило невероятный всплеск национального самодовольства и спеси, которые разбил вдребезги лишь царь Петр.

Удивительно, как сочеталась откровенная бедность страны, ее огромная отсталость: не было современной армии, ученых, науки, архитекторов-зодчих, флота, ценных товаров для торговли с невероятной манией величия, в духе богоизбранного народа!

"Нам не у кого учиться, мы лучше всех, ибо мы есть Третий Рим, а четвертому не бывать!". Таким самоупоением увлеклись еще во времена Ивана Грозного, который поучал в письмах английскую королеву, на полном серьезе считая ее ниже по статусу, хотя ни в экономике, ни в военной силе Русь даже близко не подходила к Англии того времени.

Именно тогда, зарождается антизападничество. Напуганный перспективой заговоров Пскова и Новгорода с Литвой, подозрительным интересом англичан к русскому Северу, Грозный впервые наглухо закрывает страну.
Да, в его летучих отрядах мясников-опричников есть множество иностранных головорезов, толпятся в ожидании приема послы, но простой народ практически никогда не видит людей из других стран и считает их крайне подозрительными людьми.
Страна лелеит и пестует все, что отличается от Запада, сближаясь по нравам и порядкам с ханствами Орды или Османской империей, но объявляет это своим, посконным и национальным!

Очень скоро очевидно нарастает пропасть, между Европой, которая все ускоряется в развитии и дремучей Московией, с боярами, медведями и битьем батогами...
Нет даже совершенно элементарных вещей: полноценных судов, министерств, иерархии власти и наследования.
«В Московском государстве почти все совершалось не на основании общих соображений, а частными мерами; оно управлялось не законами, а распоряжениями»

Глушь и дикость Московской Руси вынуждала правителей искать пути развития. Но они не знали как, с кем и каким образом!
Нужно было отрицать святые, вековые устои, пойти поперек духовенства и народа, однако вполне очевидные поражения от третьесортных армий Крымских ханов или поляков в Смуту, сильно стимулировали что-то менять! С толпой замшелых бояр, да забитых до скотского состояния крестьян, Русь ждала участь разложившейся Византии, которую враги растащили по кускам..

«Государство, – пишет в.О. Ключевский, – запутывалось в нарождавшихся затруднениях; правительство, обыкновенно их не предусматривавшее и не предупреждавшее, начинало искать в обществе идей и людей, которые выручили бы его, и, не находя ни тех, ни других, скрепя сердце, обращалось к Западу, где видело старый и сложный культурный прибор, изготовлявший людей и идеи, спешно вызывало оттуда мастеров и ученых, которые завели бы нечто подобное у нас, наскоро строило фабрики и учреждало школы, куда загоняло учеников»

Россия просто покупала, брала в плен, переселяла к себе мастеровитых иностранцев, которые должны были своими умениями улучшать отсталую страну.
Немецкая слобода, толпы наемных итальянских мастеров, балтийские немцы, пленные поляки, шведы и литовцы - все они становились на довольствие и должны были служить делу модернизации страны.

Еще при Василии Шуйском, повелась практика найма немцев в армию, считалось после Ливонской войны, что именно они могут только воевать умело и стойко. Иностранцев назначали на всевозможные командные должности, награждали огромным жалованьем, поместьями. Полковник пехоты получал 250 рублей в месяц, в кавалерии – 400 рублей, деньги по тем временам астрономические.

Все это вело к обратной реакции - желанию обособиться и отгородиться! Также как в Японии и Китае того времени, что мнили себя великими царствами в океане варваров, были попытки изоляции, чтобы не травмировать себя и народ осознанием своей глубокой отсталости.
Дошло до того, что крестьянам России внушалось, что русский человек может жить только в православной стране и едва ступив на землю католиков или мусульман, он тотчас умрёт!
Но толпы перебежчиков в Польшу, Литву и даже Турцию, не очень-то доверяли такому...