Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оцените эту статью:  

Во что верили монголы во время нашествия на Русь?

 

Свирепые кочевники огнем и мечом погубившие Киевскую Русь казались сущими демонами, которые не верили ни во что...
Однако, это не так. Несмотря на крайние формы жестокости, татаро-монголы придерживались множества верований, нередко весьма гуманистичных!

Послы из Ватикана в Каракоруме не уставали поражаться тому, как веротерпимы монголы. При дворе исповедовали буддизм, даосизм, ислам, шаманизм, православие, несторианство и синтоизм.
Немыслимо для католика или правоверного мусульманина, терпеть рядом такое количество еретиков!
 

Тем ни менее, сама религия монголов остается таинственной.
Яса Чингисхана строго регулировала законы, престолонаследие и даже моду на прически, но почти не касалась вопросов религии!

С легкой руки Гумилева, всех кочевников-тюрок, а затем и монголов записали в тенгрианцы - последователи учения о "вечном Небе", которому они поклонялись и что символизировали небесно-голубые знамена гоктюрок и монголов.
Но, к сожалению для Гумилева, единой религии "тенгрианства" не существовало никогда и нигде. Были сотни шаманов, поклонявшихся духам предков и окружающего мира, иногда почитавшие Тенгри - небесного отца, но единой религии оно не сформировывало.

Исходя из сведений очевидцев, монголы веровали в несколько важных постулатов:

  • Крайняя суеверность: почитание домашнего огня и углов юрты, особое отношение к порогу, вера в небесные знаки и несчастливую судьбу, очищение чужаков огнем и т.д.
  • Возможность придумать и поклоняться собственным божествам по своим ритуалам, как духам великих предков.
  • Заимствование чужих ритуалов, кажущихся полезными, как произошло с проповедниками-францисканцами, чьи заповеди через сотни лет стали бытовыми суевериями монголов.

На этот крутой замес из суеверий и шаманизма, наслоились мировые религии, к которым монголы приобщались по мере продвижения на юг и запад.

От уйгуров они восприняли христианство несторианского толка, которое было запрещено в Европе, как еретическое. Но после завоевания Руси, православный патриарх перешел в подчинение к несторианскому лидеру, а не в Константинополь, о чем особенно старались не упоминать, но монголы решили, что так будет удобнее.
В Тибете монголы познакомились с буддизмом, в Корее с синтоизмом, а уж в Китае и на Ближнем Восток они восприняли постулаты даосизма и ислама.

Поэтому на Русь пришли представители всех мировых конфессий, кроме иудаизма. Большинство войска, состоявшего из тюрок придерживалось ислама, монгольская конница была наполовину несторианами и шаманистами.


А сам Бату, например, формально был христианином, но очень благоволил мусульманам, которым разрешил идти с войском имея своих имамов, муэдзинов и даже временные полевые мечети!
Приемник Бату, хан Сартак был ревностным христианином и гонителем мусульман в Орде, сменивший его Берке напротив был сторонником ислама. Поэтому исламизация в Орде шла медленно и непросто...

Все сложно и с самим монгольским шаманизмом.
Он совсем не похож на сибирский или на культы американских индейцев, где также есть шаманы. Вероятно, он также являлся адаптированной для монголов версией одной из крупных религий.
И вероятно, это был зороастризм!

  • Монголы выставляют трупы не зарывая их в землю и не сжигая их. Съедание тел птицами, мухами или собаками считается достойным погребением, как и в зороастризме.
  • Монголы не трогают собак и считают их чистыми животными. До 19 века у монголов собаки бродили без привязи, нередко нападая на людей и это не считалось чем-то дурным. Возле "кладбищ" были целые стаи собак питавшихся мертвечиной.

 

Хитун С.Е.:
"... Город Урга был окружён кучами отбросов. На эту свалку монголы выносили умерших. Собаки были священными санитарами: по ритуалу умерший должен быть съеден собаками, если он угоден богам. Собаки тысячами жили на этих кучах в диком состоянии. По ночам лай этой тысячи тысяч собак сливался в шум, подобный резкому воющему ветру во время морского прибоя. Горе заблудившемуся пешеходу ночью на этой свалке."
  • Невероятно почитался огонь: он очищал все предметы от скверны, определял помыслы человека и степень его вины на суде. Как и в вере древнего Ирана.
  • Нельзя осквернять землю, огонь и воды нечистотами: мусором, трупами или нечистыми жидкостями. Так в Угре едва не началась война, когда русские попытались похоронить умершего соплеменника, а монголы запрещали, утверждая, что зарыв тело в земле они осквернят ее на века! Русским же отдать тело на съедение собакам казалось жуткой мерзостью.
    Монголы не зарывают мусор, оставляя его у домов, на съедение животным, не стирают белье, чтобы не осквернять воду...
Видевдат (Закон против дэвов)
Фрагард 3
Поддержание чистоты земли
Создатель живых творений плотских, Праведный! Где второе место на этой Земле самое несчастливое? - И сказал Ахура Мазда: То, в котором более всего зарыто останков умерших собак и умерших людей.

Таким образом, ритуальная часть "тенгрианства" монголов подозрительно напоминает зороастрийские традиции и полностью им отвечает.
В этом нет ничего сенсационного: маги несли культ Ахура-Мазды на восток, например в Тибет, где он воспринимался населением и са адаптировался под их воззрения. Нередко принимая весьма причудливые формы, что и произошло в Монголии.
А в Тибете, например, у черной религии Бон-По, явные зороастрийские корни, однако в ней не осталось ничего от гуманизма древнего Ирана, зато появилась традиционная для Тибета часть с ритуальным каннибализмом.
Отчего Заратуштра пришел бы в дикий ужас, узнай он о том, как исказилось его учение на востоке...