Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Почему Русь не участвовала в крестовых походах?

Почему Русь не участвовала в крестовых походах?

 

 

Средневековье было наполнено массовыми перемещениями огромных армий из Европы на Ближний Восток и с Дальнего Востока в Европу. Тысячи рыцарей шли в Иерусалим, чтобы спасти Гроб Господень от неверных и получить свою часть Святой Земли.
Это настолько стало идеей-фикс, что был даже крестовый поход детей!
Настолько это движение было востребовано жителями.
Немецкие бароны, французские тяжелые рыцари, английские лучники, испанские и итальянские воины, армяне, грузины, византийцы и даже сельджуки-христиане принимали участие в войнах Хрстовых.
И только Русь от них устранилась.

Пусть походы в итоге и сошли на нет, но они не позволили сложиться в регионе огромной исламской империи, подобно Османской, которая могла бы централизованно напасть на Европу.
В то же время, сама Европа не погрязла в аду войн из-за перенаселения бродячими и оседлыми рыцарями, жаждавшими наживы и войны.

Итак, почему же Русь не участвовала в Крестовых походах?

 

Внутренние распри и угрозы кочевников

Начало походов совпало с периодом раздробленности страны и мелкие княжества яростно грызлись друг с другом. А затем пришла угроза с востока: сначала половцы, а потом и монголы занимали все усилия, не самых передовых в военном плане, русских княжеств.

Позиция православной церкви

Церковь на Руси ориентировалась на Константинополь, а тот занимал двойственную позицию, он не отказывал в помощи крестоносцам, но одновременно и поддерживал мусульман, прямо или тайно, чтобы не допустить чрезмерного усиления обоих.
Войска же ромеев, воевали крайне мало и старались уклониться от прямого участия в походах рыцарей в Иерусалим.
Поэтому, русскую церковь из Константинополя и не призывали на борьбу, соответствено та не могла самостоятельно инициировать акции таких масштабов!

Религиозная рознь

Степень неприятия между православными и католиками достигла апогея и стороны с большим трудом признавали христиан друг в друге.
Если в случае Грузии и Армении, у них с католиками были общие интересы: остановить экспансию ислама, устранить угрозу от персов и турок, отчего Кавказ столетиями страдал.
То для Руси, помощь еретической Европе, в чудовищно далеком регионе, выглядело глупым и бессмысленным проектом.
Сами артефакты, как гроб Господень для православных не имели столь же высокой значимости, как для европейцев.

Изоляция Руси

Расположение на крайнем востоке Европы, делало для Руси куда более привычными контакты не с христианским миром, а с кочевниками, язычниками лесов и православными Болгарии и Византии.
Христианская Европа была где-то в другом мире и их проблемы не доходили до русских княжеств, не питавших особого интереса к делам Запада.

В итоге, централизованного движения в поддержку крестоносцев на Руси не возникло…
Но это не исключало личную инициативу!

Сведения об участии русских войск в крестовых походах

В “Истории о Иерусалиме и Антиохии” (“L’histoire de Jerusalem et d’Antioche”) XIII в . русские перечисляются среди народов, которые сражались в Палестине против Солимана. Вместе с Годфруа сражались люди из Венгрии, Австрии, Дании, Польши, России (de Russie). По источнику участие этих людей и решило исход битвы за Никею.

“Хождения Даниила Паломника” -крайне спорный документ. По нему, Даниил ходил в Палестину при Святополке Изяславиче, т. е. до 1113 г. Даниил примкнул на каком-то этапе "под защиту" к войску, шедшему в Палестину.
Шёл в сопровождении "дружины многой" (которая скорее всего была не воинством, а обычными православными верующими, отправившимися вместе с игуменом посетить Иерусалим). Не понятно, имела ли миссия в Палестину какое-то значение, однако, в Палестине наш русский игумен вел переговоры с королем Балдуином.

Также есть малодостоверные сведения, что Андрей Боголюбский принимал участие в походах в юности.

В1099 году в освобожденном крестоносцами Иерусалиме окончила свои дни княгиня Гита (Гида), жена великого князя киевского Владимира Мономаха. Она была дочерью последнего англо-саксонского короля Харальда, павшего в сражении с войском Вильгельма Завоевателя при Гастингсе в 1066 году.
В Святую землю княгиню сопровождала дружина русских воинов.

Некоторые исследователи считают, что в крестовых походах против Саладина участвовали войска галицко-волынского князя Ярослава Осмомысла. Якобы именно об этом говорится в "Слове о полку Игореве": "...Стреляши сотня злата стола султаны за землями"