Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оцените эту статью:  

 

Зачем снимали скальпы в древности?

Кожу с головы срезали не только американские индейцы с бледнолицых или своих местных врагов. Целые континенты практиковали этот жуткий обычай.

Смысл скальпирования обычно предполагает либо следование военной традиции, либо ритуальные действия (жертвоприношение или обезвреживание колдуна, сильного воина ведь волосы и голова - средоточие жизненных или магических сил), либо вид наказания или казни.

Неолитическому датчанину из Дирхольмена кремневым ножом отделили кожу, совершив надрезы вокруг головы. Ему не сильно повезло, потому что кости его тела были отмечены следами разрезов и разрубов. Кто он? Погибший в сражении, обед каннибалов или ритуальная жертва. Другой скандинав, уже неолитический швед из Альвастры, был обезглавлен, после чего на одинаковой высоте над ушами вокруг головы были нанесены разрезы для отделения скальпа от черепа. Он либо ритуальная жертва, либо убит врагами и оскальпирован.

Геродот пишет о том, как скифы скальпируют побежденных врагов, а скальпы используют в качестве полотенец или как украшение. Схожие упоминания о скальпировании у скифов доносят еще два античных письменных источника.

Римляне скальпировали убитых кимвров после битвы при Верцеллах. Аммиан Марцеллин сообщает о скальпировании, которое практиковали аланы.

Четыре черепа из аланских погребений могильника Новый Ростовской области отмечены линейными разрезами.

Данные фольклора часто дают более объемную картину, чем единичные письменные источники. Так, осетинский эпоха о нартах содержит такие строки:
"На Хазмийском поле, за Черным морем, живет Куцыков сын Елтаган, у него кожа на голове золотая, если ты силен, Созырыко, то убей Елтагана, сдери у него с головы кожу". Это упоминание не единственное в эпосе о нартах

Хантам и манси известно скальпирование, "радужно отливающую головную кожу" полагалось срывать клятвопреступникам.
Вообще, в их фольклоре встречается множество упоминаний о скальпировании:

"Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на Обском острове на вершине лиственницы висит?"
Герой одной из легенд – человек-Гагара, победив вражеского предводителя, "скальп с него снял и на самое высокое дерево в Отляре повесил".
Другой пример : ""Удастся ли нам, двум му­жам, отправляющимся в хлебородные земли чужестранцев, вернуться с нашими косатыми го­ловами... или же наши отливающиеся головные кожи будут где-либо сняты каким-нибудь му­жем".

С.К. Патканов отмечал: «Чтобы доставить себе больше славы, а врагам унижения, победители имели обыкновение снимать с них их головную кожу (ух-сох). Ее эпитет в остяцких былинах – «радужным цветом отливающаяся» …

Лишение головной кожи, вероятно, имело еще и другой мотив, именно основанный на своеобразном веровании остяков в загробную жизнь. Есть основания предполагать, что по их понятиям душа человека, лишенного скальпа, окончательно умирала. …

 

Скальп это и жертва богам, и наказание провинившегося или кровного врага, и способ показать другим насколько силен и статусен обладатель многих скальпов.
Что характерно, скальпирование тесно связано со скифо-сибирским миром. Его практиковали в основном те народы, кто вышел из Великой степи или жил по соседству: от американских индейцев, которые жили в Азии 20 тысяч лет назад, до аланов и скифов с остяками.
Шаманизм, который был знаком всем указанных народам, может быть связующим звеном обычая срезать скальп.