Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Юэчжи - белые кочевники Древнего Китая, которых китайцы считали предками русских

Оцените эту статью:  

Юэчжи - белые кочевники Древнего Китая, которых китайцы считали предками русских

 

Продолжая прошлую тему о европеоидах в Восточной Азии, следует сказать еще об одном крупном племени. Юэчжи, они же усуни, стали одними из главных соперников Китая за господство в регионе. И эту битву они проиграли.

 
Карта индоевропейских культур в Азии

Карта индоевропейских культур в Азии

 

Вся степная Монголия была занята племенами "жун" - тюркско-монгольско-маньчжурскими народами, явными монголоидами, которых хорошо знают китайские хроники.
Западнее простирались земли, населённые европеоидными индоевропейцами скифо-сибирской и родственных ей культур, которых китайские тексты с III в. до н.э. именуют юэчжами и усунями. Своих мёртвых они хоронили не в каменных ящиках, как их восточные соседи, а в курганах. Область их расселения включала Западный Саян, Алтай, Западную Монголию, Ганьсу, Турфан, Тарим и Джунгарию.

Голова юэчжи

Голова юэчжи

 

К этому периоду, и китайцы и "жун" уже освоили скотоводство и разводили овец и конец в привольных степях восточной Азии. Однако терминологию использовали индоевропейскую, что явно намекает источник получения знания, как например названия столярных инструментов в России - об их немецком происхождении.

Слово «юэчжи» воспроизводит современное мандаринское чтение (yuè zhī) иероглифов, которыми этот этноним передаётся в китайских текстах (月氏 «луна» + «род» или 月支«луна» + «ветка»). По всей видимости, китайское слово отражает иностранный этноним, первоначальный вид которого не поддаётся реконструкции. Сыма Цянь говорит об обитании юэчжей в Центральной Монголии на востоке до Тянь-Шаня на западе и до Алтая на севере, где знаменитую Пазырыкскую культуру приписывают северным юэчжам.
Реконструкция облика юэчжи из Сычуань

Реконструкция облика юэчжи из Сычуань

 

Юэчжи известны грекам, как "асии" - народ столь родственный иранцам, что звался "восточными сарматами". Археологи также подтверждают огромное сходство культур. Юэчжи-асии-усуни занимают благодатные пастбища восточного Тарима и весьма многочисленны.

Интересно, что из современных народов, к юэчжи ближе всего русские и поляки, а не современные таджики или иранцы!

В кургане IV-II вв. до н.э., раскопанном в верховьях реки Кызыл на Алтае, были обнаружены останки мужчины 35-45 лет, который оказался носителем европейской материнской гаплогруппы N1a. По аутосомным генам из современных популяций он был ближе всего к русским и полякам: «Вероятность найти индивида с профилем STR скелета из Кызыла оказалась наиболее высокой в двух восточноевропейских популяциях (русской и польской). Вероятность обнаружения профиля STR скелета из Кызыла в этих двух популяциях в 10 раз выше, чем в других европейских популяциях, в 100 раз выше, чем в восточноазиатских популяциях, и примерно в 100 000 раз выше, чем в индийских популяциях»

Вероятно, в тот период отделение индо-иранцев от балто-славян произошло не так уж давно и генетически они были очень близки. Китайцы говорят о юэчжи, как "люди с белым ликом и длинными красными волосами".

В долине реки Себыстей на Алтае был исследован курган, датируемый временем ок. 450 г. до н.э. Похороненный в нём мужчина был носителем мужской гаплогруппы R1a1.

На основании этих скудных данных можно заключить, что у алтайских скифов Пазырыкской культуры (северной родни юэчжей) преобладала мужская гаплогруппа R1a1, засвидетельствованная в трёх случаях (Дуурлиг-нарс, Себыстей, Берель), по всей вероятности, в лице индо-иранской ветви R1a-Z93.

Алтайский скиф из Пазырыка

Алтайский скиф из Пазырыка

 

Юэчжи богатеют на поставках нефрита, имеют огромную конницу, отлично сражаются верхом и по данным Сыма-Цянь, именно они обучили хунну навыкам конного боя, которые те применили сначала против Китая, а затем и против своих учителей...

О светловолосости скифов и родственных им племён свидетельствуют многочисленные античные источники:
«Все скифское племя – рыжее (πυρρόν), вследствие холодного климата…» ((Псевдо-)Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 28);
«Светлые (ξανθή) и белокурые (ὑπόλευκος) волосы, как у скифов…» (Полемон. Физиогномика. 8, 11);
«Очень светлые и белокурые (ἄγαν ξανθή καὶ ὑπόλευκος) волосы, как у скифов и кельтов…» (Адамантий. Физиогномика. 2, 37, 10);
«Светловолосость (λευκότης) кельтов и рыжеволосость (πυρρότης) скифов» (Клавдий Гален. О здоровье. 1, 5); «Из языческих народов кельты и скифы носят волосы длинными, но не прихорашиваются. Всё же роскошные волосы варвара представляют собой нечто ужасное, а русый цвет (ξανθόν) их напоминает собой войну; этот цвет волос родственен цвету крови» (Климент Александрийский. Педагог. 3, 3); «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые (crinibus mediocriter flavis)» (Аммиан Марцеллин. Римская история. 31, 2, 21).

Фантастикой является то, что этот народ, как и алтайские скифы сохранили полностью европеоидный комплекс черт. Они были даже более светлопигментированными, чем скифы юга России!
Как это удалось? Скорее всего некие религиозные запреты на смешанные браки, а также явная ксенофобия, как и у индоиранцев.
В то же время отмечается проникновение и монголоидного компонента – с севера, из области бывшей Окуневской культуры, и с юго-востока – из Прибайкалья и Монголии, где обитали гунны.

По свидетельству Сыма Цяня, хунну были рабами юэчжи, а те их всячески притесняли и третировали. Учитывая, сколь жестоки были скифы к своим слугам в Восточной Европе, быть рабом скифов было хуже, чем у римлян...
Воин хунну

Воин хунну

 

Вероятно хунну - будущие тюрки имели правящую династию родом из Пазырыкской культуры. Встречаются богатейшие захоронения европеоидных людей, в гробницах хунну, с предметами власти.

Красноречивым свидетельством иранского политического влияния на ранних тюрков служит хуннская титулатура. Титул гуннских царей «шаньюй» (кит. 單于) воспроизводит современное мандаринское чтение иероглифов, которым он передаётся в китайских текстах: 單 shàn «нечётный, единичный» + yú 于 «идти, отправляться». Однако в древности чтение этих иероглифов было иным – tān-wa в западно-ханьском и tār-w(h)a в древнекитайском. По всей видимости, китайское слово воспроизводит тюркский титул *tarxan, имеющий среднеиранское происхождение: согд. tarxān «правитель», хот.-сак. ttarkana- «правитель», ср. индоар. tark- «решать, судить» (< ПИЕ *tl̥k-).
Название царского рода гуннов, из которого должен был происходить шаньюй, читалось в западно-ханьском как r(h)wan-dē и, по всей видимости, отражает сак. runde «цари» – мн.ч. от rre «царь».

 

Сопоставление свидетельств китайских источников о политической зависимости гуннов от юэчжей с выводами лингвистов о преимущественно иранским происхождении гуннской титулатуры позволяет сделать уверенный вывод о том, что юэчжи говорили на восточно-иранском языке, родственном хотано-сакскому и согдийскому.

 

Иранским является и родовое имя правителей Тюркского каганата Ашина, означающее «синий» (ср. др.-перс. axšaēna, хот.-сак. aššena, согд. exšene, тж. тох. А āśna – заимствование из хотано-сакского или согдийского). Эта форма имени засвидетельствована в китайских и согдийских источниках, в то время как в собственно тюркских текстах оно передаётся его тюркским переводом kök:
Убранство лошади знатного усуня

Убранство лошади знатного усуня

 

Как мы видим, индоевропейское (главным образом иранское) влияние сначала на тюркско-монгольско-маньчжурскую общность, а потом уже и собственно на выделившихся из неё тюрков было огромным. Восточные соседи заимствовали у иранцев, в числе прочего, производящую скотоводческую экономику вместе с одомашненными животными (коровами, овцами, козами и конями), колёсные повозки, кочевой образ жизни, кухню, верховую езду, способы ведения войны, а также начала политической организации вместе с соответствующей лексикой.

Сложные отношения пазырыкцев с их гуннскими соседями покывают произведения пазырыкского искусства.
Узда одного из коней скифского царя, похороненного в 1-м Пазырыкском кургане, была украшена деревянными подвесками в виде голов монголоидов с накладными бородами и позолоченными лбами.
Сходные подвески были обнаружены в кургане Кутургунтас, принадлежавшем одному из самых знатных пазырыкцев, похороненных на плато Укок.
Кроме того, на головном уборе погребённого в кургане 4 могильника Уландрык-3 имелась деревянная фигурка оленя, топчущего задними ногами монголоидную личину, покрытую золотым листком.

Объяснением смысла таких изображений может служить свидетельство Геродота о военных обычаях скифов: «Когда скиф убивает первого врага, он пьёт его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принёсший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов.

Об этом сообщает и Сыма Цянь, что юэчжи были долгое время угнетателями хунну, находясь на вершине господства. Но однажды, некий Модэ, нанес поражение юэчжи и начал их истреблять.
Спасавшиеся юэчжи бежали на юг, сначала в Тибет, а затем в Среднюю Азию, где сокрушив местных правителей-своих родичей саков, поселились сами. А сами саки ушли еще дальше на юг, став родоначальниками Индо-скифской державы.

Юэчжи на бактрийской росписи по ткани

Юэчжи на бактрийской росписи по ткани

 

В Средней Азии юэчжи кочуют между Парфией и Бактрией и имеют 400 000 конных лучников, в качестве армии.

Затем, почему-то в истории усуни и юэчжи разделяются и одни нападают на вторых! Как так получилось, ошибка ли это, или этноним стал применяться к другому народу - уже не узнать...

В 124 г. н.э. юэчжи, называемые теперь кушанами, вторгаются в Парфию и завоевывают это великое царство, остановившее сам Рим! И хотя Парфия уцелела, юэчжи стали хозяевами в Бактрии, основав там Кушанское царство, которое будет одной из крупнейших держав региона.
Падет оно под ударами Тюркского каганата, продолжая вековую борьбу хунну и юэчжи.

Версия о родстве усуней и русских

Аварский всадник с соколом

Аварский всадник с беркутом

 

Спустя почти тысячу лет, китайцы познакомились с русскими посланцами, которые через Сибирь прибывали в Поднебесную.
И увиденное у китайцев вызвало большое удивление, так как их чиновники прекрасно знали историю, а в русских усматривали потомков бежавших юэчжи!

Мнение У Чжао-цяня и Янь Биня, что русские суть древнее племя усунь, впервые было высказано юаньскими авторами Ван Хуэем и Юй Тан-цзя. Некоторые усомнились в этом вследствие дальности расстояния [между усунями и русскими]. Ныне, учтя сходство их наружности и исследуя переход звуков в названиях их государств, узнаем, что олосы в действительности потомки усуней…
Ван Цю-цзянь в “Юйтанцзяхуа” считает, что древние усуни это есть нынешние олосы…

Это конечно экзотическая теория, однако китайцам 18 века удалось увидеть то, что генетика подтвреила только сейчас - русские и поляки на сегодня ближайшее генетические родичи усуней-юэчжи.

Не стоит сбрасывать со счетов и аварский каганат. Известно, что бежавших авар от тюрок, пропустили через свои земли их родственники эфталиты - родичи, в свою очередь, кушан-юэчжи. На западе, авары создали империю, в которой славяне были главным населением и по сути, именно авары начали расселять славян по Европе. Активно насаждая практику гаремов из славянок, о чем свидетельствуют летописцы.
В царстве Само, число смешанных детей было так велико, что начался их бунт - требовали равных с аварами прав.
Однако, если бы авары были монголоидами, у славян было бы множество их генетических маркеров, чего не наблюдается. Но с ученов данных о крайней схожесте генетики славян и юэчжи, все встает на свои места: авары мало отличались генетически от славян, оттого их метисация прошла незаметно.

Царь Куш и буддийские посланцы

Царь Куш и буддийские посланцы

 

Выехав за пределы [Великой] стены, [я] увидел людей того государства [России]. Внешность у всех совпадала с [внешностью] усуней, [как она представляется] по комментариям Яньши. Янь Ши-гу: “В «Ханьшучжу» («Примечания к Ханьшу») говорится: Усунь из всех жунских [племен] Западного края особенны, их вид наиболее отличен. Те из нынешних ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно [и есть] потомки племени [усунь]”» (Хэ Цю-тао. Исследование о племени усунь. 1851 г. //

Юэчжи, став царством Куш, разрушили окончательно греческий мир в Азии и Степь победила Античность. Они приняли буддизм, довольно успешно управляли страной, но неистовые тюрки нашли их и там...