Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Почему богатели старообрядцы в Российской империи?

Оцените эту статью:  

Почему богатели старообрядцы в Российской империи?

Не секрет, что в императорской России большинство крупных промышленников и торговцев были выходцами из старообрядческих семей.
К правлению последнего императора, они превратились в мощную финансовую и экономическую силу, которая имела широкие возможности и связи во всем мире. Как это стало возможным, для гонимой и истребляемой церкви?


 

Чаще всего, указывают, что этика старообрядцев очень похожа на протестантскую, с ее культом экономии, постоянно труда и преобразования мира. Грех праздности и ежедневное улучшение мира вокруг себя, приводило к финансовому успеху на долгой дистанции.

Экономический скачок России конца XIX— начала XX веков связан с фамилиями Рябушинских, Рахмановых, Кузнецовых, Морозовых - старообрядцев не только по предкам, но и вполне следующих обрядам и в реальности.

Возможно, на первом этапе трудолюбие и замкнутость сделали свое дело в финансовом успехе. Но затем подключились другие рычаги, о которых сообщил Василий Кельсиев - эмигрант, с опытом работы в царской полиции, который изучал быт общин и их финансовые отношения.

Оказалось, что денежные средства старообрядческих общин представляют собой "анклавы социализма в капитализме" - владельцы капитала в действительности не более чем "экономы, кассиры и приказчики, приставленные к общинной собственности".
Поколениями староверы-предприниматели от мелких до крупных (вплоть до последней четверти XIX века) могли управлять средствами производства, но не обладали правами владения и распоряжения имуществом. По законам империи они были полноценными собственниками, а по законам общины - нет.


 

Деньги принадлежали общине и она выделяла их по своему усмотрению и на благо своих членов, подобно тому, как нынешние директора крупных компаний являются лишь наемными менеджерами, за спиной которых стоят реальные владельцы.

Процветал монополизм и поддержка "своих".
Вставшие на ноги фабриканты почитали своим долгом помогать начинающим единоверцам сырьем и оборотным капиталом "по заниженным против рыночных расценкам, не взимая процентов, с долговременной рассрочкой платежа". Подобно тому, как сегодня этнические кланы захватывают целые сегменты экономики в России.

Круговая порука позволяла старообрядцам уходить от наказаний. Старообрядец, оказавшийся в долговой зависимости от иноверца, мог спокойно перевести "свое" имущество на какого-нибудь члена общины, лишив кредитора возможности наложить на него арест.
В таких случаях старообрядцы пользовались особенностями русского семейного и наследственного права, не знавшего семейной собственности.
Собственность в тогдашней России была только индивидуальной.

Назначались владельцы "бизнеса" только общиной, которая могла отнять ее у плохо справляющегося и отдать другому, или напротив запретить успешному руководителю отойти от дел. Продать "на сторону" имущество общины также строжайше запрещалось.


 

По сути, старообрядцы формировали сеть, в центре которой был крупный капитал общины, от которого кругами расходились крупные предприятия, затем средние и мелкие, потом артельщики и кустари, но все они были связаны между собой и приносили свою копеечку в общий котел.