Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Священная река ариев Волга

Оцените эту статью:  

 

Священная река ариев - Волга?

Дошедшая до нас, в крайне скудном варианте, мифология индоевропейцев, содержит удивительные сведения.
По ней, можно установить места их обитания первоначально, а затем дальнейший путь на те земли, которые они займут в будущем.

Основной источник знаний о мифологии индоевропейцев - персидская "Авеста" и индийская "Ригведа". Но первая сохранилась едва ли на 10% из двух миллионов стихов и гимнов, а вторая очень сильно обросла сказочными подробностями и фантастическими сюжетами.
Тем ни менее, оба труда - главные, зафиксированные письменно, источники прямых знаний о мире индоевропейцев, если точнее индоарийцев.
 

В Авесте, родина арийцев - Арьяна Вэджа ( арийский простор) окружен некое горной цепью, где на вершине высочайшей из гор Хукарья, находятся истоки трех великих рек: Ардви, Вахви-Датья и Рангха (Раса или Ра).

Река Раса (rasā́-), а на иранском авестийском – Рангха (raŋhā-). Общий индоиранский архетип этого названия восстанавливается как Rasā, и рекой, которая первоначально им обозначалась, является по всей видимости Волга.
В гимнах Авесты часто смешиваются реки Ардви и Рангха, зато существует отдельное женское божество Ардви Сурья, олицетворяющее эту реку!

Миграции индоевропейцев с гипотетического Арьяна-Вэджа

Миграции индоевропейцев с гипотетического Арьяна-Вэджа

 

На известной карте мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.) Волга носит название Ῥᾶ. Это греческое слово должно передавать скифо-сарм. *Rahā, которое (с закономерным переходом в иранском s > h) точно соответствует индоир. Rasā. К этому же слову восходят названия Волги в мордовских языках – Рав, Рава, Раво. По происхождению оно родственно индоар. rása- «сок, жидкость», лат. rōs «роса, влага, жидкость», лит. rasà «роса» и рус. роса. Русское название Волги («Влага») может быть буквальным переводом её иранского названия.

В «Ригведе» Раса упоминается 7 раз. Однако там речь идет скорее всего о притоках Инда, что является поздними домыслами, так как события Ригведы происходят совершенно в ином месте.

Престол зороастрийского правителя Ирана

Престол зороастрийского правителя Ирана

 

Более реалистичны сведения о Рангхе, сохранённые священными текстами иранцев.
Авеста сообщает, что эта река «широкая» (Яшт V, 63, 81), что в ней водится особенная, крупная рыба Кара (возможно, осётр) (Яшт XIV, 29), что страну в её истоках Ахура Мазда сотворил шестнадцатой из «мест и областей наилучших», но Злой Дух наслал на неё морозы (Видевдат I, 19).
Эта река впадает в некое море Ворукаша (Каспийское?).

Молись великой, славной,
Величиною равной
Всем водам, взятым вместе,
Текущим по земле.
Молись текущей мощно
От высоты Хукарья
До моря Ворукаша.

Из края в край волнуется
Всё море Ворукаша
И волны в середине
Вздымаются, когда
Свои вливает воды,
В него впадая, Ардви
Всей тысячью протоков
И тысячью озёр…

И четырёх ей создал
Ахура жеребцов,
Те кони – Дождь, и Ветер,
И Облако, и Град.
Они ей постоянно
Льют влагу, о Спитама,
Поят её росою,
Числом неисчислимым
Ей сыплют снег и град.

Она явилась зрима,
Благая Ардви-Сура,
Прекрасной юной девой,
Могучею и стройной,
Высокой и прямой,
Блестящей, благородной,
В наряде с рукавами
Расшитом, золотом.

Бобровую накидку
Надела Ардви-Сура
Из шкур трёхсот бобрих,
Четырежды родивших
(Когда они шерстистей,
Когда их гуще мех),
Так сделанную, чтобы
Смотрящему казалась
Она покрытой золотом
И полной серебром.

«Ардвисур-яшт» сообщает, что река Ардви протекает по Арьяна -Вэйджа («Арийскому простору», т.е. прародине ариев) рядом с рекой Вахви (т.е. Благая) Датия, на берегу которой пророк Заратуштра получил своё откровение .
В одном им гимнов, кормчий Парва, которого герой Траэтаон забросил в небо, обещает за спасение принести жертвы на реке Рангхе (из чего следует, что на ней он и трудился кормчим).
В другом гимне герой Йойшт приносит жертвы «у бурных вод на острове Рангхи» для победы в словесном состязании .
Поселок индоевропейцев

Поселок индоевропейцев

 

Ардви впадает в море Ворукаша «тысячью протоков и тысячью озёр», т.е. образует дельту, как и в реальном случае с Волгой и Каспием.
Море Ворукаша («Широкозаливное») должно быть отождествлено с Каспийским. В него Арэдви Сура течёт с «золотой» горы Хукарья, имеющей «рост тысячи мужей».
Путаница объясняется просто: в древности истоком Волги считали реку Белая, которая на карте Птолемея течёт с «Римийских гор» (Rhymici montes). Исток Белой находится на горе Иремель, которая является одной из двух самых высоких вершин Южного Урала и до недавнего времени считалась самой высокой.
Во времена индоевропейцев эта река была золотоносной.

Приволжские степи - священная Арьяна-Вэджа

Приволжские степи - священная Арьяна-Вэджа

 

Ардви питается снегом и градом, как говорится в Авесте и одета в шубу из шкур трёхсот бобрих (Яшт V, 129).
Бобры не водятся и никогда не водились на реках Ирана и Средней Азии, зато являются животными, обычными для Волги. Всё это позволяет с уверенностью признать Арэдви Суру воплощением реки Рангхи, а последнюю (как и индоарийскую Расу) отождествить с Волгой.

Прочие гипотезы: Ворукаша - Аральское море, Амударья и Сырдарья, реки Ирана и Индии имеют куда менее достоверную фактологию. Они были популярны, когда не было установлено, насколько далеко могли кочевать индоевропейцы, пришедшие с далекого Урала и Поволжья в Южную Азию!