Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Король Артур

Король Артур из русских степей

 

Средневековые представления об Артуре

 

Благородный рыцарь в сверкающих доспехах на белом коне, гордо воздевший меч в руке…
Этот образ неизменно рождается при упоминании о короле Артуре, в умах у наших современников. С ним связан целый список положительных ассоциаций-благородство, воинская доблесть, защита своей страны и христианской веры. Едва ли найдется лучший пример черт идеального правителя и воина в мировой культуре.

Но, как и положено любому мифу, он содержит в себе не только романтическую героику, но и многочисленные тайны и неясности, прежде всего то, откуда вообще в Британии раннего средневековья, только что оставленной римлянами, появился король, да еще и с отрядом верных рыцарей, вооруженных и действовавших совсем иначе чем было характерно для Британии того времени.
Внимательное изучение этого вопроса приведет нас из туманных полей Альбиона в такие непохожие знойные и пыльные степи Восточной Европы.

 

Сюжет мифа о легендарном короле

Легенды об Артуре полны исторического пафоса, образцов благородного поведения, на которых воспитывались поколения европейской аристократии. В этом его главная функциональность, благодаря которой он и дожил в памяти до наших дней, затмив не менее блистательных Роланда или Парсифаля.

Сюжет многочисленных вариантов легенд о нём схож в общих деталях: сын короля Британии Утер Пендрагон, желая провести ночь с прекрасной женой герцога из замка Тинтагель, обещает волшебнику Мерлину своего сына, если тот поможет ему осуществить задуманное.

Добившись своего, Утер отдает своего новорожденного сына Артура на воспитание Мерлину и тот делится с ним волшебными знаниями, но вскоре Утера Пендрагона отравляют приближенные, а страна погружается в хаос.

Не зная о своем происхождении, Артур случайно узнает о том, что на юге страны есть камень с вонзенным в него мечом Эскалибуром, тот кто его вынет из камня и будет признан королем Британии.
Неожиданно для всех ,Артуру это удается и тогда Мерлин открывает юноше тайну его рождения.
Заняв королевский трон, Артур делает столицей город Камелот и собирает лучших рыцарей страны за круглым столом.

Далее разные авторы повествуют о подвигах короля и его рыцарей, многочисленных победах над свирепыми саксами которые переселяются в Британию из Германии, но нити сюжетов снова сходятся в том, что однажды была похищена жена Артура Гвиневра. Закованный в броню всадник, благородный рыцарь круглого стола Ланселот в одиночку освобождает её, но между ними случается роман и королева изменяет Артуру.

Племянник Артура Мордред сообщает Артуру об измене, после чего король приказывает арестовать Ланселота и неверную жену,но тем удается бежать из страны. Преданный другом и женой Артур бросается в погоню за ними чтобы отомстить за горькую измену. Коварный же Мордред провозглашает себя королем и убивает верных Артуру людей.

В безумной ярости от двойной измены, Артур возвращается в Британию и войска обоих правителей сходятся на Каммланском поле, где по преданию, в грандиозной битве, гибнут все воины обоих войск, Мордред был убит Артуром, но и сам король не избежал смертельной раны.

По другому из преданий его меч Эскалибур был спрятан на дне озера, сам же Артур не умер, а спит на таинственном острове Авалон, вотчине волшебника Мерлина, чтобы в час новой великой нужды воскреснуть и спасти Британию.

 

 

 

Достоверна ли легенда?

Эта красивая история, легко принимается на веру, учитывая, что образ Англии непременно включает в себя рыцарей и король Артур- это их органичная его часть.

Но существует огромное количество моментов, которые делают легенду об Артуре очень спорной в деталях и происхождению.

Впервые Артур упоминается в некоей валлийской поэме 600 г. н.э. , как великий деятель прошлого, излишне говорить что в это период ни о каких рыцарях еще и речи быть не может: временной промежуток между рыцарством и 600 г. н.э. больший, чем между современным морским пехотинцем и стрельцами Ивана Грозного.

Однако же описания рыцарей Артура прямо говорят о закованных в броню, тяжеловооруженных всадниках, причем уже в самых ранних текстах об Артуре!
В это время, в Британии, кавалерия представляла собой пехотинцев, в кожаных одеждах, которые только доезжали до поля боя, а далее воевали пешими, так как седла и стремена для коней еще не были известны, а биться конными в таких условиях были способны только "рожденные на лошади" кочевники.
К тому же у кельтов никогда не было своей кавалерии, легионы Цезаря напавшие на Британию потерпели поражение от полуобнаженных пехотинцев с татуированными телами и их вождями на колесницах. Никаких упоминаний о всадниках нет.

Не было их и позднее…

Вопрос о том, кто были те всадники которые воевали с саксами в VI в. остается пока открытым…

Переселение саксов - врагов Артура, в Британию датируется VI веком, свирепые германцы славились жестокостью и бесстрашием в бою, особым умением сражаться на море, совершая прибрежные налёты.
Тем более эффективной оказалась кавалерия Артура против пеших копейщиков-саксов.

Так неужели создатели мифа об Артуре умудрились заглянуть на много веков вперед и увидеть рыцарскую кавалерию!?

 

Знатный сармат при дворе царя Фарзоя (реконструкция)

Знатный сармат при дворе царя Фарзоя (реконструкция)

 

Сарматский след у рыцарской конницы Артура

Если не принимать всерьез версию о машине времени, то кто-то должен был стать прообразом рыцарей круглого стола, именно в период до и во время нападению саксов!

И с этой стороны, вопрос о том кто вообще в Европе мог стать прообразом рыцарской конницы имеет известный и единственный ответ: закованные в броню всадники с тяжелым вооружением были распространены на восточных границах бывшей Римской империи, состояли на службе правителей далекой Парфии, а также были основной воинской единицей у ираноязычных кочевых племен юга России собирательно именовавшихся сарматами и известными также по именами алан,языгов,роксаланов и аоросов..

И рассматривая сарматскую версию обнаруживаются удивительные совпадения !

К ним относится сюжет с чашей Грааля, поисками которой занимались рыцари Круглого стола. Считается, что культ Святого Грааля сложился в средневековой Британии, и имеет христианские корни. Но почему тогда подобных культов чаши не возникло в других христианских странах? Это чисто западноевропейское явление в Британии Франции, малоизвестное в другой части христианского мира!

А ведь культ священной и одновременно магической чаши небесного происхождения - это также и типично иранская идея, своими корнями уходящая еще во времена индоарийской общности,например зороастрийский пророк Заратустра часто описывался держащим в руках священную чашу с небесным огнем.

Греческий историк Геродот, фиксирует информацию о наличии Священного сосуда у причерноморских скифов, которые позже сменились своими бывшими соседями-сарматами. Населявшие степи Евразии от Алтая до Венгрии, близкие родственники скифы, сарматы и саки также вышли из индоарийской общности, сохранив поразительную схожесть обрядов и символов с ведической Индией и Ираном.

Образ колдуна Мерлина имеет прототипы в шаманизме и зороастризме, который исповедовали сарматы, опять же можно вспомнить колоссальное влияние и близость к трону зороастрийских магов при дворе персидской династии и провести параллели.
Иранские признаки несет в себе и рассказ об инициации молодого Артура, где король сумел доказать свое право владычества над Британией лишь после того, как вытащил из камня волшебный меч Эскалибур, вложенный туда колдуном Мерлином.
Между тем, у сарматов, меч воткнутый в землю, гору хвороста или камень, служил кумиром бога войны и победы. Царь же в их представлениях считался живым воплощением бога, поэтому сарматы верили, что священный меч мог взять в руки только человек, в жилах которого течет царская кровь.
Бич Божий Аттила чрезвычайно гордился тем, что якобы нашел такой меч во владениях сарматов и сумел стать его обладателем.

А вот как описывали боевую мощь сарматских всадников античные историки:
«…Все они сидели на своих лошадях, как статуи, к их конечностям были подогнаны доспехи, которые точно соответствовали формам человеческого тела. Они покрывали руку от запястья до локтя, а оттуда до плеча, в то время как пластинчатая броня защищала плечи, спину и грудь. Голова и лицо были покрыты шлемом с металлической маской, которые делают их носителя выглядящим, как статуя, потому что даже бедра и ноги, и самые кончики ног покрыты доспехом. Он соединен с панцирем прекрасным кольчужным плетением, наподобие ткани, так что ни одна часть тела не остается видимой и непокрытой……».

Защищали броней сарматы и своих коней. В качестве главного оружия сарматы использовали длинное, до 3,5 метров копье, которое широкими ремнями крепилось к шее и крупу коня, позволяя всаднику легко направлять его по своему усмотрению.

Когда начиналась битва, они, выстроившись клином подобно бронированному тарану, на всем скаку врезались во вражеский строй, нанося ему сокрушительный удар.
Страшным оружием в руках сарматов служил и длинный, двуручный меч.
Очень легко представить себе насколько похожи были атака сарматский конницы и более поздняя рыцарская! Не удивительно, что читатели средневековья узнавали в Артуре именно современных им английских рыцарей.
Ничего подобного ни у римлян, ни тем более у кельтов на тот период не было.

 

Атака сарматских катафрактриев

Атака сарматских катафрактриев

 

Сарматы в Британии

Атака конной лавины сармат была страшна, она опрокидывала любое построение, удержать их могла или воинская дисциплина римлян, или стена щитов германцев, или военные хитрости, как например вкопанные в землю колья. Все остальные соперники просто разлетались как брызги воды!
Поэтому, начиная со II века н.э., империя стала охотно нанимать на службу отряды тяжелой сарматской конницы.

Сарматы появились в Британии после окончания Маркоманской войны (166-180 годов). По итогам мира, заключенного римлянами и одним из сарматских племен языгов, они предоставили Риму воинский контингент в 5500 всадников.

Суровых степняков отправили в Британию охранять стену Андриана (на границе Англии и Шотландии) от нападений местных племен пиктов.

Страшные на коне, пеших сарматов историки описывают как куда менее опасных и даже трусливых. Поэтому главный фактор успеха сарматской атаки был первый удар! Завязнув строю противника они лишались своих преимуществ и превращались в заурядных и неповоротливых всадников. Их легко было стащить с коня даже не самым умелым копейщиком.
Знание этих особенностей позволило готам отвоевать у них большую часть нынешней Украины, не имея сравнимой конницы.

Сражались сарматы под штандартами с изображением дракона, для владеющих английским языком будет любопытным совпадение с именем отца Артура – Пендрагона, да и вообще драконы часто встречаются в легендах об Артуре. Тесно контактируя с миром Персии и Китая, сарматы переняли оттуда культ драконов, а может быть и являлись его настоящими авторами! В сарматских могилах часто находят китайские вещи: зеркала, шлемы, а сделанные из тканей драконьи головы на штандартах сармат - копия китайских!

Таким образом уже имеется интересный круг параллелей, которые приближают к вероятности сарматского происхождения если не самого Артура, то по крайней мере эпоса о нем. Более того, потомками сарматов в настоящее время являются осетины, многие исследователи приводят параллели между священной чашей Грааля и священной чашей эпоса осетин «Нарты» - Nartamonga.
Немало общих черт сближают, по мнению ученых, короля Артура и нарта Батрадза: например сюжет о мече, брошенном в озеро, почти одинаковые обстоятельства смерти Артура и смерти Батрадза. Заимствование мифологических сюжетов можно объяснить только тесными контактами, но здесь противником выступает география – Британия слишком далеко от мест проживания осетин.


Но не забываем про 5500 сарматских всадников в Британии, которые были явно в составе местной элиты и могли широко делиться своими воззрениями с населением.

Кроме того, сарматское племя аланов в союзе с вандалами, в V в. контролировали нынешнюю Францию, тогда называемую Галлией с центром в Орлеане, в дальнейшем аланы ушли в Испанию,а после вместе с вандалами и их королем Гейзерихом основали свое королевство в Северной Африке, которое было уничтожено Византией. Учитывая хаос и упадок историографии во время Великого переселения народов, нельзя исключать и перемещение какой-то группы аланов в Британию.

 

Так могла выглядеть сарматская конница у Артура

Так могла выглядеть сарматская конница у Артура

 

Так кем же был Артур?

Получается, что совпадений в сарматской гипотезе происхождения эпоса об Артуре много больше чем у иных версий. Поэтому, есть веские основания предполагать, что миф о великом короле Артуре родился не на туманном Альбионе, а в таких привычных нам южнорусских степях у когда-то великого и грозного народа сарматов.
Сам же Артур вполне мог быть потомком тех 5500 всадников-языгов, отправленных служить Риму в Британию.

Британских или римских оснований для мифов о конном рыцарстве существовавшем в тот период просто не существует. В одноименном фильме о короле Артуре, эта тема также была обыграна, включением сарматских всадников в число главных героев.
Римские историки упоминали о своеобразных понятиях о чести у сармат, их благородных чертах характера, прекрасных внешних данных: рослые, светловолосые, со свирепыми светлыми глазами. Не всегда они были эталоном доблести, но никогда разбойниками, предателями или кровожадными мясниками, как многие другие племена тогдашней Европы.

Сарматы остались в легендах как эталон воинской доблести и благородства, в реальности же расселись по Европе войдя в состав современного населения Испании,Франции,Германии,Италии, а также вероятно в состав восточных славян, волжских булгар, половцев и хазар.