Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оцените эту статью:  

Гребенские казаки| Беглецы из разгромленой Рязани

 

 

На Кавказе до революции проживала отдельная группа казаков. Их называли Гребенскими, что буквально означало "горные", так как гребнем именовали Кавказский хребет.

Гребенские казаки контролировали земли на Тереке, а также торговлю по Каспийскому морю, периодически переходя от защиты к разбою и обратно.
 

Гребенские казаки сформировались в 16 веке из беглых крестьян, местных жителей примкнувших к казакам, а также из основной части - городовых казаков Рязани.
Рязань была соперником Москвы, причем сильным и обширным, отчего богатеющее на татарском ясаке Московское царство вынуждено было приложить много усилий для победы.

Юг Рязанской земли населяли "вольные" люди, прибившиеся туда под волнами разорений монголов и перенявшие у них конную тактику. Их ставка - Червленый Яр, подозрительно напоминает станицу Червленую в Чечне, которая была одним из центров гребенцев.

До, во время и после Куликовской битвы, Москва и Рязань исступленно воевали. Однако конец и окончательная победа Москвы, пришла откуда не ждали!

Сожжение Тохтамышем Москвы произошло уже после аналогичного акта в отношении Рязани. А еще через два года бедное и разгромленное царство Олега Рязанского было вторично разорено новым набегом "пуще прежнего" уже от московской рати.

Что оставалось делать людям на пепелищах домов и установлении власти бывшего врага, который нес уничтожение всякой вольницы и власть по монгольскому образцу? Только бежать.

И рязанцы бежали туда, где опасность рядом, но и жизнь более свободна.
Сначала на Волгу, а уже по ней, минуя враждебные Казань и Астрахань, они попали в Каспийское море, по берегу которого нашли хорошие земли для жизни.
Но есть мнение, что шли они не абы куда, а точно знали где искать покоя и мира!

Чеченская легенда о Кара-Иване, некоем Черном Иване, который пришел и поселился в горах и брал плату за проход, был воинственен и силен, отчего всем пришлось смириться с его присутствием. Он отлично воевал, устраивал засады, а его сын Ураз вместо того, чтобы принять наследство, вдруг ушел с дружиной куда-то на север и более о нем ничего не было слышно.
Возможно, легенда отражает древние переселения бродников на Кавказ, отчего так уверенно переселились туда рязанцы.

 

На Тереке они соединились с местным населением, построили сеть небольших застав и занялись морским разбоем, охотясь на купцов.
А в 1550 казаки взяли и разграбили саму Астрахань, о чем горестно сообщал хан в письме турецкому султану.

И что удивительно, казаки наладили связи с русским царем!
Гребенские не только стали сообщать в Москву сведения о приграничных делах, но и активно "рекламировали" московского царя, как защитника от свирепых турок для горцев, отчего в Москву пошли посланцы с просьбой принять в свое подданство!

С 1560 по 1570 на Кавказе воюют русские войска, посланные туда Иваном Грозным для поддержки Кабарды. Гребенцы всячески поддерживают начинания, а когда Грозный уступает турецкому султану и уводит войска, срыв укрепления, гребенцы уже одни противостоят попыткам турок укрепиться там.

На пике, численность гребенцев составляла около 15 000 человек и они занимали весь берег Терека. При этом, сохраняли не только старорусские традиции, но и свою веру -старообрядчество!

...сами же гребенцы до сих пор являются представителями старой земской Руси с общинно-вечевыми порядками. Почти четырех вековая боевая жизнь на Кавказе дала возможность гребенцам усвоить себе много туземного и, благодаря этому, они еще резче стали отличаться от переселенцев «хохлов», этих по природе мешковатых, неповоротливых и флегматичных людей.

Петр I приказал не тревожить старых верований гребенцов, так как служат они государю верно и без измены, «удерживаются» в мусульманском мире, не идут против церковной власти, не нарушают государственного порядка .
Однако в 18 веке на гребенцов идут регулярные доносы, о том, что они не придерживаются правил веры, а неуклонно исповедуют свои.
Что в итоге вылилось в "договор" по которому гребенцы признают главенство церкви, но сохраняют свои особенности: двоеперстие, имя Исус и т.п., иначе они скорее покинут Терек.
Шел открытый саботаж официальной церкви: «Раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили скиты, в начальники станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались иногда раскольники. Дерзость раскольников дошла до того, что во многих станицах уничтожены были православные храмы»

 

 

Церковное давление вызвало побеги казаков на Кубань, Куму, так как «здесь житье несносно: принуждают к кресту» . Это еще больше укрепило общинность и взаимную поддержку казачества.
За ними закрепился нынешний Шелковской район Чечни, а также их усилиями построены Моздок и Кизляр.

Гребенцы жили крайне обособленно: надменно держались с пришлыми, откровенно презирали крестьян, даже тех, кто пришел на Кавказ как поселенец, а тем паче крепостных...

По их мнению, казаки родятся, а не «делаются», и поэтому люди свободные, но не казачьего рода, никогда не смогут быть настоящими казаками, а тем более никогда не могли и не могут ими быть люди зависимые, чернорабочие, силою взятые от плуга и других занятий. Подобный низкий элемент не только не способен стать в уровень с природными казаками и, подобно им с полным достоинством и гордостью держать знамя казачества, но не способен даже на то, чтобы усвоить себе те уже готовые принципы, которые сами собой выработались боевой казачьей жизнью с первых времен образования этого свободолюбивого народа.

Проживание рядом с кавказскими народами неизбежно привело к взаимовлиянию: гребенцы научили горцев скотоводству, особенно разведению тонкорунных овец, а мода, обычаи и нравы чеченцев стали характерными и для гребенцев.
Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.
Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.

Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; … Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. … Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же.
(Лев Толстой)

Гребенцы принимали участие во всех войнах России, особенно русско-турецких и русско-персидских.
Конец их пришел одновременно с концом казачества вообще.

В 1918 году, образовалась Терская республика, где казаки и горцы попытались начать отдельную жизнь.
Большевики начали войну с ними, атакуя станицы, как земли врага, а также агитируя на восстание низы общества.

 

Советский декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» последовавший после победы красных, фактически, уничтожал казачество как класс.
В начале 1921 года лидеры большевиков-чеченцев и ингушей потребовали выселения казаков с территории Горской республики. В итоге 27 марта 1921 года 70 тысяч терских казаков были в течение одних суток депортированы.

Нашу станицу разделили на три категории. «Белые» — мужской пол был расстрелян, а женщины и дети рассеяны, где и как могли спасаться. Вторая категория — «красные» — были выселены, но не тронуты. И третья — «коммунисты». «Коммунисты» имели право забрать все движимое имущество. Дворы всей станицы поступили чеченцам и ингушам, которые и задрались за наше добро между собою

Казаки писали письма в Москву, о том, что они беззащитны перед грабежами, так как русское население безоружно, а в аулах напротив, даже подростки имеют огнестрел.
Сталин игнорировал послания.

После чего последовала массовая эмиграция казаков, сначала в Югославию, потом во Францию, а затем даже в США и Перу!