Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оцените эту статью:  

Имам Шамиль | Непримиримый лидер Кавказа

 
 

Восход Российской империи очень быстро привел царские войска к границам другого мира. Здесь уже не было христиан, правил европейской войны, империй и столиц.
Для того, чтобы выйти к югу, к империи Османов и далее в Индию, России предстояло покорить или добровольно присоединить себе Кавказ.

50 лет длилась активная фаза Кавказской войны для России, в которой помимо горцев также принимали участия Турция, Персия, Англия и Франция. Регион был важным, с точки зрения географии, поэтому стремление доминировать там России, уравновешивалось желанием Англии и Турции это не допустить.

Проблема Кавказа была в том, что относительно лояльные к России Армения и Грузия, христианские и давно желающие уйти из орбиты военной мощи турок, находились за землями, которые населяли более агрессивные народы, чуждые по религии и культуре, миновать которые не представлялось возможным. Вторжение было неминуемым.

Очень скоро, русские войска оказались на границе кавказских земель и стали как сами мишенью для набегов - основного занятия горцев, так и агрессорами, по отношению к местным жителям.
Часть народов Кавказа стала сотрудничать с Российской империей, другие же, как черкесы, кабардинцы, адыги - отчаянно воевать, что не исключало однако индивидуальные случаи перехода на сторону врага и долгие "мирные" периоды.

Не допуская усиления Турции за счет северокавказских народов, во время русско-турецких войн, а затем укрепляя опорные пункты на Кавказе и связи с Грузией и Арменией, русская армия постоянно наращивала активность в регионе.
С некоторым перерывом на войну 1812 года и попытки мирного занятия Кавказа, Россия вскоре вновь перешла на путь силового решения вопроса, что соответствовало и желаниям местного населения, которое не отказывалось от набеговой практики и упорно не желало ассимилироваться.

 

В одном из аварских сел родился мальчик Али, по национальности он было аварцем, кумыком, а по другим данным татарином, но это уже малосущественно, учитывая его политический вес в зрелые годы.

Когда мальчик стал слишком часто болеть, родители дали ему новое имя, надеясь что оно поможет преодолеть ему слабость здоровья.
Под именем Шамиля, он и войдет в историю страны. Впрочем, со здоровьем смена имени ему тоже помогла.

Получив хорошее образование, Шамиль стал активно входить в жизнь региона в период расцвета "мюридизма" - учения о священной войне, в которой должны были принимать участие, пока угроза народам не исчезнет.
Тогда же родилось одно из самых известных его изречений: " „Малым народам нужны большие кинжалы.“

Оставаясь вторым человеком в свите Кази-муллы - проповедника войны с колонизаторами, он не оставлял его до последнего часа, когда сторонников окружили в башне и Шамиль стал одним из немногих, кто вырвался из засады, хотя и тяжело раненый.

Со смертью Кази-муллы, пришел звездный час Шамиля. Новый имам стал собирать сторонников и добился в этом потрясающих успехов!
Он объединил разрозненные народы Кавказа, активно боролся с проявлениями язычества и проповедовал ислам.
И его учитель, мог бы позавидовать результатам Шамиля, хотя конечно не все было безоблачно и многие строптивые горцы отказывалась признавать его власть.

На пике мощи, Шамиля охраняют 120 мюридов, подконтрольные земли платят 10% налогов, на которые содержится армия и ведется война.
В каждом ауле появляется медресе, начинает яростно искореняться безалаберность, алчность, стремление к легкой наживе - столь часто подводившие горцев в прошлом.
Общая численность войска составляет около 30 000 человек, к которым часто примыкают как перебежчики из русской армии, так и добровольцы из Турции, Сирии и даже Польши!

Я не хотел крови, жертв и страданий народов. Знайте! Я уважительно относился ко всем народам! В моём государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно или попавших в плен. Я созвал специальный съезд в Анди, на котором решили отменить рабство и содержать беглых за счёт казны.


Такие приготовления не остались незамеченными.
В 1837 году, Николай Первый пребывает на Кавказ и приходит в ярость от увиденного!
Регион не покорен, армия России не слишком активна, а враг напротив демонстрирует все признаки самосовершенствования, руками и волей одного явно талантливого лидера. Генерал Головин назначается руководить в регионе и это прямой знак, что скоро будет война.
Необходима срочная ликвидация зреющего очага борьбы.

Через два года, русская армия берет в клещи Шамиля и блокирует его в селе Ахульго, где ценой грандиозных потерь, русская армия вынуждает его спасаться из окружения, с небольшим числом сторонников.
Но победа, помимо невероятных потерь, показывает России еще и то, какой сложный противник появился у нее на Кавказе.

Совершив через несколько лет дерзкий и очень удачный захват форта Лазарева на морском побережье, Шамиль дал знак для восстания Чечне и Дагестану.

Русская армия начала поголовное разоружение населения, что еще больше подлило масла в огонь и теперь уже восстание охватило все территории Северного Кавказа.

Шамиль ввел разделение войск на тысячи, сотни и десятки, а в его личной гвардии появились польские гусары - сбежавшие от службы в русской армии, польские артиллеристы, а также многочисленные русские солдаты - захваченные в плен или добровольно перешедшие к Шамилю, не желая больше тянуть рабскую, 25-летнюю службу, императорской армии.
Рядовой Максимов, служивший у Шамиля, писал, что в столице имамате Дарго было до 500 человек беглых солдат, которые обслуживали орудия. Кроме того, у имама был целый батальон, состоящий из русских и польских солдат. Русские солдаты, офицеры и другие русскоязычные, перешедшие на сторону горцев, были предметом особой заботы имама — сначала они жили в семьях горцев или в отдельных аулах под присмотром наибов, но вскоре в Дарго и новой столице Дарго-Ведено Шамиль издает указы о выделении им земли, отдает распоряжение о постройке домов, церкви, школы.

Война приобрела партизанский характер: Шамиль постоянно перемещался по Чечне, а его сторонники делали набеги, чем пополняли казну своего лидера. Попытки русской армии взять ставку Шамиля в ауле Драго не получила успеха, так можно было воевать столетиями!
Тем временем, авторитет Шамиля как защитника мусульман, а теперь уже православных, католиков и даже старообрядцев-гребенцев все растет...

В итоге, леса в Чечне стали массово вырубать, чтобы лишить укрытия довольно большого войска восставших.
В 1840-х Шамилю удается несколько успешных операций, в ходя которых он выбивает имперские войска из крупных селений и его государство достигает зенита своей мощи.
Однако русские генералы уже понимают как им следует воевать с таким врагом.

В 1845 году аул Драго был захвачен -акт символический, с большими потерями, но в целом указывающий на разворот ситуации.

Артиллерия, которая отсутствовала у горцев в большом числе, стала залогом успеха. в битве за аул Салты отчетливо проявилась неготовность местных воинов сражаться при больших потерях и не имея огневой поддержки. Шамилю пришлось снять со своих постов нескольких наибов и выпустить распоряжение о принуждении к борьбе.
В дальнейшем потери сторон выравниваются и Шамиль, уступая численно, испытывает все большие затруднения.

Крымская война, должна была коснуться и Чечни, ведь Шамиля призывали к войне из Турции. Однако, перспектива вассалитета Стамбула, его также полностью не устраивала.
И пока русская армия была связана на Черном море, Шамиль соершил лишь один набег и не примкнул ни к одной из сторон.

После окончания войны, Россия решила закончить Кавказский вопрос.
200 тысяч солдат Кавказской армии, взяли в клещи позиции Шамиля и стали брать один аул за другим.
Захвачен Ведено, Ачхой и наконец Гуниб - последний опорный пункт восставших, где Шамилю предложили почетный плен.

Почти треть из его сторонников в Гунибе составляли иноплеменники: русские и поляки, некоторых из которых, потом казнили за измену родине.
По легенде, Шамиль не планировал сдаваться, рассчитывая на смерть, как и его учитель Кази-мулла, но женщины и дети села умоляли его не губить их и имам смягчился.

 

В 1859 году, Шамиль был отправлен в Россию, где его принял император, а затем генерал Ермолов. Ему предложили почетную ссылку в Калугу, вместе с родственниками, на что Шамиль согласился.

„Имам Шамиль спросил у генерала: «Зачем вы пришли на нашу землю и воюете с нами?». Генерал ответил: «Мы пришли к вам, дикарям, с высшей культурой и цивилизацией.»“ — Имам Шамиль Тогда имам Шамиль позвал одного из бездельничавших мусульман и попросил снять башмак и носки и показать ногу генералу — нога мусульманина блестела от пятикратного омовения. Тогда имам подозвал не успевшего помыться после изнурительного марша русского солдата и попросил его сделать то же самое. Нога солдата была грязной и воняла на расстоянии. Имам спросил: «Так вы с этой культурой к нам пришли?!».

Через шесть лет после начала ссылки (26 августа 1866 года) Шамиль принял присягу на верноподданство России. Но затем, он попросил перевести его в Киев, где был более привычный ему климат, а также возможность посетить Мекку и Медину.
Обе просьбы были выполнены.


Шамиль умер во время паломничества в Аравии.