Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Как принимали коренные сибиряки русских завоевателей

Оцените эту статью:  

Как принимали коренные сибиряки русских завоевателей

Вторжение Ермака в Сибирь не было бескровным - это не секрет. Хан Кучум и его среднеазиатская Орда, пришедшая на север, была уничтожена.
Местные аборигены не слишком горевали и довольно воодушевленно отнеслись к появлению русских. Так гласит наша официальная история.
Но как было на деле?

С русскими сибиряки познакомились давно. Еще новгородские ушкуйники заплывали в Обские земли для торговли и грабежа. Меха, кедровый орех, посуда из Персии и Средней Азии - все это было доступно для мены с хантами, манси, вотяками, вогулами и сотнями иных народцев.
Если менять было нечего, можно было отнять их имущество и продать его дома...
 

Казаки Ермака довольно быстро наладили в Сибири систему сбора дани, которая конечно же многим казалась непомерной.
Но казаки имели и богатый опыт приведения к покорности строптивых аборигенов.

К «русским» (хант. — русь/рущ, манс. — руч, лес. нен. — сусса) обские угры и лесные ненцы относили «все цивилизованные народы», т. е. некоренных жителей Сибири.
Ненцы, в отличие от обских угров, к «русским» причисляют татар; даже появившиеся недавно в Пуровском районе «лица кавказкой национальности» именуются «русскими черными».

Конфликты началась очень рано: казачий люди был скор на расправу, буйность считалась хорошей чертой, а местные жители напротив предпочитали от конфликтов уходить, что делало их легкой жертвой, часто просто для развлечения.
Аборигены старались откочевать подальше от острогов казаков.

Северные ханты и манси, у которых было известно деление на фратрии Пор и Мось, причисляют «русских» к группе Пор (т. е. «не местных», «не чистых»). По объяснению северных хантов, «русская земля» или «земля белого царя» находилась на западе, на «темной стороне — там, где заходит солнце». Это земли вечной ночи, где правят темные божества и живут злые люди.

В отличие от «доброжелательных в быту, но самолюбивых и воинственных селькупов» и от «опытных оленеводов, постоянно стремящих к главенству, напористых и опять же воинственных тундровых ненцев», русские характеризуются весьма непоэтично, в местном фольклоре.
Они назывались лесными ненцами как капщан — ‘причина, умерщвляющая человека’, т. е. несущие с собой болезни и смерть.
Ненцы считали, что до прихода русских на Север тундра была «чистой», здесь не было ни холеры, ни чумы, ни кори. Они связывают распространение эпидемий, уносящих сотни жизней и появились, ранее не известных в тундре болезни открытием в Сибири ярмарок и торжков, «где много народу — там и болезнь».

Сходные явления были и в Бурятии, и в Якутии, где "казак" это не только русский с ружьем, но и просто "злой дух".

В одном из ненецких преданий говорится, что «на спине Земли» (Сибирские увалы) в вершине р. Пяку-пур есть «гибельное место» рода Панхой Пяк. По преданию, на р. Пяку-пур, где проходила «народная дорога» на Сургут, приехал парень-толмач и сообщил, что в городе эпидемия оспы, и на ярмарку, чтобы доставить ясак, в этом году ехать нельзя. Однако пяковские князья, опасаясь последствий за не внос ясака, не послушали гонца и отправились на ярмарку.

Оспа свирепствовала. Люди вымирали целыми стойбищами: “покойников некому хоронить было, так в чумах и лежали, росомахи и песцы растаскивали тела умерших. У лесных ненцев до сих пор бытует поверье, что если во сне увидишь русского, то кто-то семье заболеет или умрет.
Остяки

Остяки

У восточных хантов сохранилось несколько преданий о взятии Сибири казаками.
Тонья-богатырь — «царь хантов» с р. Малый Юган, защитивший свой городок от 700 казаков, стрелявших из пищалей , неуязвимый герой был наказан Торумом за то, что головы побежденных, выстроенные в три ряда «свалил через урью», а вместо недостающих двух голов поставил головы убитых собак. Казаки пытались договориться с богатырем, предлагая «вместе воевать» .
Второй сюжет рассказывает о приходе Ермака на Васюган и встрече с местным богатырем, который, демонстрируя свою силу, «смял пушку» и перепрыгнул через Обь, по заключенному договору: русские и ханты больше не воевали, остяков в армию не брали и «на Васюган Ермак не приходил».
В реальности, остяков быстро оттеснили на север, ассимилировали или они вымерли от алкоголя и эпидемий.

Однако и русские не слишком приветствовали местных, особенно зная о некоторых отвратительных их обычаях, например людоедстве у значительной части северных народов.

В одном из преданий описываются реальные события: «Пришли красноармейцы в тундру, одного из них ненцы убили.
Другой, отправившись на его поиски, увидел у костра сидящих ненцев, которые поджаривали на шомполах у костра что-то.
Сначала понять не мог, что же это коптится, а затем смекнул. Чтобы он не донес, ненцы убили его, а молодую женщину, что с ними была, с собой увезли.
До сургутского начальства дошло известие о потерявшихся в тундре красноармейцах. Отправили отряд острошпапочников.
Пяки всех их (30 человек) из луков из-за маскировочных щитов расстреляли, на нарты сбросали, а сами в тундре скрылись. Сын хантыйского богача Кольчу Дюши их скрывал, дал им свежих оленей, а затем и сам откаслал. Многих ненцев после этих событий расстреляли и посадили. Из рода Найвахи только 2-3 мужика осталось».

В итоге, колонизация Сибири проходила с одной стороны довольно быстро, из-за колоссального преимущества русских в технологии и военном деле, но с другой - при активном сопротивлении аборигенов.
Только к 19 веку все относительно успокоилось: русские заняли богатые южные земли, дозволяя жить там и прочим, а несогласные откочевали на север - в тайгу, тундру и болота.